Евгений Павлищев предлагает Вам запомнить сайт «Телеканал «ЗВЕЗДА»»
Вы хотите запомнить сайт «Телеканал «ЗВЕЗДА»»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Моментальный взлет российского Яка: откуда у американского F-35 вертикальная прыть

развернуть

Американский истребитель вертикального взлета и посадки F-35B стал сенсацией международного авиасалона в Фарнборо в 2016 году. Однако мало кто вспомнил, что 20 лет назад на этой выставке был представлен советский самолет Як-141, многие технические решения которого получили развитие в американской машине. О том, что связывает два этих истребителя, читайте в материале сайта ТРК «Звезда».

 

Споры о том, были ли заимствования или, более того, элементы плагиата при создании F-35B, не затихают с того момента, когда он был представлен широкой публике. Кто-то считает сходство Як-141 и F-35B совпадением, кто-то полагает, что оно совсем не случайно. Но обо всем по порядку.

 

Звериный оскал Lockheed

 

В 1992 году Россия представила на крупнейшей авиационной выставке в Англии множество самолетов, которые вызвали у публики самый настоящий шок: так близко их еще никто за границей не видел. Это были истребители Су-27 и МиГ-29, бомбардировщик Ту-22. Среди них опытный Як-141 несколько затерялся, однако не стоит думать, что он остался незамеченным американскими компаниями и спецслужбами.

 

Моментальный взлет российского Яка: откуда у американского F-35 вертикальная прыть

 

Шутка ли, сверхзвуковой самолет вертикального взлета и посадки, который опережал свое время как минимум лет на 10–15? Уже сегодня, сравнивая летные характеристики Як-141 и F-35B, можно отметить, что советский самолет мало чем уступает американскому. Максимальная скорость Як-141 – 1800 км/ч на высоте 11 км, у F-35B – 1930. Дальность полета советского самолета – 1400 км при вертикальном взлете и 2100 км при укороченном, американского – 1670. Схожи и размеры машин, поражает сходство их компоновок.

 

 

Но больше всего вызывает интерес конструкция поворотного сопла американского Stealth. Вот как об этом говорит шеф-пилот КБ им. А. С. Яковлева Андрей Синицын в одном из интервью:

 

«Основная изюминка Як-141 – трехсекционное поворотное сопло, способное работать при высоких температурах. Полагаю, слухи о том, что американцы в разработанной для корпуса морской пехоты модификации F-35B использовали наработки нашего Як-141, основаны как раз на схожести конструкции сопла подъемно-маршевого двигателя. Согласитесь, странно: имея самый мощный авианосный флот, США тем не менее вложились огромными суммами в разработку "вертикалки", а мы, аналогичных авианосцев не имеющие, свою программу свернули».

 

Первый из первых

 

Идея создания самолетов вертикального взлета и посадки появилась еще на заре авиации: это позволяло бы использовать самолеты без строительства дорогих аэродромов. Особую значимость этот тип машин в глазах военных приобрел во время холодной войны с развитием авианесущих кораблей. Кроме того, с появлением высокоточного оружия практически любой аэродром можно было вывести из строя, уничтожив взлетно-посадочные полосы, а самолетам вертикального взлета такие проблемы не грозили.

 

Моментальный взлет российского Яка: откуда у американского F-35 вертикальная прыть

 

Первым серийным советским самолетом вертикального взлета и посадки стал истребитель Як-38. Машина использовалась на авианесущих крейсерах проекта 1143 («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку»). Всего был построен 231 самолет, и эксплуатировались они вплоть до 2004 года. Нужно понимать, что это был первый отечественный серийный самолет вертикального взлета и посадки, и поэтому нет ничего удивительного в том, что у него был ряд недостатков. Так, схема вертикального взлета, при которой использовалась тяга дополнительных двигателей, приводила к повышению массы конструкции и риску потери стабильности парения в случае любых флуктуаций тяги. Кроме того, отсутствие на самолете бортовой РЛС позволяло ему вести бой только на близкой дистанции, а отсутствие компактных дальнобойных ПКР ограничивало вооружение самолета ракетами Х-23 и Х-25, имевшими довольно небольшой радиус действия.

 

В результате по сумме своих характеристик самолет оказался практически индентичным вертолету Ка-29. Даже большая в сравнении с винтокрылой машиной скорость не давала ему никаких преимуществ, что в конечном счете и привело к снятию истребителя с вооружения  и разработке самолета вертикального взлета следующего поколения.

 

«Вертикалка» на сверхзвуке

 

Работы над самолетом Як-141 начались в 1973 году, когда Як-38 еще не совершил первую посадку на палубу. Выход на испытания был запланирован на 1982 год, однако разработка затянулась, во многом из-за трудностей в разработке поворотного сопла. Изначально предполагалось использовать плоское двухкоординатное сопло, однако из-за отсутствия опыта было решено перейти к традиционному, осесимметричному. Такое сопло разделено на три сегмента, которые, вращаясь в разных направлениях, обеспечивают отклонение тяги. Это позволяет использовать форсаж как на горизонтальном, так и на вертикальном режиме. Работа была успешно завершена, но задержка в проектировании самолета сыграла с ним злую шутку.

 

Моментальный взлет российского Яка: откуда у американского F-35 вертикальная прыть

 

Сначала испытания самолета было решено перенести на 1985 год, а потом начавшаяся перестройка еще больше затормозила работу над проектом. В результате Як-141 поднялся в воздух лишь в 1987 году, а в 1992 году завод имени А. С. Яковлева, пытаясь спасти лишенный господдержки проект, представил самолет на авиасалоне в Фарнборо. Надежда была на иностранные заказы, но удалось лишь договориться о сотрудничестве с компанией Lockheed.

 

Гудбай, Як

 

Существует две версии подозрений в плагиате, в котором обвиняют Lockheed Martin: радикальная и мягкая. Во втором случае говорится, что американские конструкторы просто вдохновлялись советской машиной, тем более что она была открыто представлена на международном авиасалоне. По другой версии, речь идет о якобы покупке чертежей самолета у КБ Яковлева в неразберихе 1990-х годов.

 

Найти документальное подтверждение этих домыслов в России почти невозможно, во многом потому, что от Саратовского авиационного завода, где производились эти самолеты, сегодня почти ничего не осталось. А вот Lockheed под натиском обвинений был вынужден сделать официальное заявление. В опубликованной в 2014 году в официальном корпоративном журнале компании Code One заметке под авторством инженера Кевина Реншоу, участвовавшего в проекте, говорится:

 

«Завод им. А. С. Яковлева искал деньги, чтобы сохранить программу Як-141. Компания Lockheed предоставила заводу небольшое количество средств в обмен на летно-технические характеристики и ограниченные проектные  данные истребителя».

 

Моментальный взлет российского Яка: откуда у американского F-35 вертикальная прыть

 

О каких именно проектных данных идет речь, в статье не говорится. Ее автор утверждает, что советское предприятие посещали представители фирмы Lockheed и американского правительства, однако якобы полученные у «Яковлева» данные не были использованы при создании F-35B, а поворотное сопло было создано и испытано еще в середине 1960-х годов на двигателе JT8D компании Pratt & Whitney, который планировали использовать в проекте сверхзвукового истребителя компании Convair в начале 1970-х годов.

 

Хотелось бы отметить, что даже если передача неких сведений и была осуществлена, обвинять в этом советское предприятие не поворачивается язык: в те времена речь шла в буквальном смысле о выживании и с зарубежными заказчиками сотрудничали в той или иной мере почти все авиационные предприятия.

 

Не стоит думать о прямом копировании. Современный самолет – это настолько сложная машина, что при всем желании наладить производство копий без серьезной потери качества почти невозможно даже при наличии больших денег. Но в то, что американцы с их прагматичностью никак не использовали полученные данные, верится с трудом.

 

Трагедия 141-го

 

Программа Як-141 была закрыта в 2003 году. Одной из главных причин была названа катастрофа опытной машины, но, скорее всего, причины остановки испытаний кроются в сложном экономическом положении страны в 1990-е годы. В результате Як-141 так и не завершил испытаний, а опытный образец был отправлен на вечную стоянку в музей ВВС РФ в Монино.

 

 

А вот программа самолета F-35 существует и закрываться не собирается. По последним данным, США потратили на нее уже  55,1 млрд долларов и останавливаться на достигнутом не намерены. Американские военные не планируют оставлять затею создания боевого летательного аппарата вертикального взлета и посадки. Так, армия США эксплуатирует единственный в мире конвертоплан Osprey, на подходе и «вертикалка» F-35B для морской пехоты.

 

 

Создание самолетов вертикального взлета оказалось намного более сложной задачей, чем предполагалось изначально, но наряду с недостатками они имеют уникальные возможности.

 

Такие машины способны взлетать без выруливания на ВПП непосредственно из укрытия по выводной рулежной дорожке, что обеспечивает массовый ввод в бой подразделений истребителей. Они могут использоваться с поврежденных аэродромов как на авианесущих кораблях ВМФ, так и на судах морского флота, не имеющих развитой полетной палубы. Такие самолеты можно в большом количестве рассредоточить на малозаметных площадках с обеспечением повышенной выживаемости и скрытности базирования. В сравнении с ударными вертолетами они имеют малое время реагирования на вызов Сухопутных войск.

 

Все это означает, что по-настоящему боеспособная и современная «вертикалка» рано или поздно будет создана. Хотелось бы верить, что история отечественных самолетов вертикального взлета не закончилась на Як-141 и в будущем мы увидим машины следующих поколений.


Источник →

Ключевые слова: ОПК
Опубликовано 14.06.2017 в 11:25

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Самолеты НАТО повторно сопроводили борт Шойгу на обратном пути из Калининграда

Самолеты НАТО повторно сопроводили борт Шойгу на обратном пути из Калининграда

Самолеты НАТО вновь сопроводили борт министра обороны РФ Сергея Шойгу над Балтикой на обратном пути из Калининграда. Однако, в отличие от предыдущего случая

21 июн, 18:33
-4 0
Опубликовано видео новейшего стелс-эсминца США изнутри

Опубликовано видео новейшего стелс-эсминца США изнутри

В Сети опубликовано видео новейшего эсминца США Zumwalt, на котором можно увидеть внутренние помещения корабля.   На видео представлен капитанский мос

21 июн, 18:25
0 1
Топ-5 самых ожидаемых фильмов 2017 года

Топ-5 самых ожидаемых фильмов 2017 года

«Холодное танго»   Режиссер: Павел Чухрай   Герою чудесным образом удалось избежать смерти, чтобы вернуться в родной дом. Там теперь живет люб

21 июн, 18:21
0 0
Частные компании могут привлечь к строительству атомных ледоколов «Лидер»

Частные компании могут привлечь к строительству атомных ледоколов «Лидер»

Частные компании могут привлечь к строительству атомных ледоколов «Лидер» об этом сообщает ТАСС со ссылкой на директора по судоходству  госкорпорации «Росат

21 июн, 18:04
0 0
СК удостоверился, что в крови погибшего в ДТП мальчика был алкоголь

СК удостоверился, что в крови погибшего в ДТП мальчика был алкоголь

Следственный комитет подтвердил, что в крови мальчика, погибшего в результате наезда автомобиля в Подмосковье, был обнаружен алкоголь. Как подчеркнули в С

21 июн, 17:42
-2 0
Сейчас обсуждают
Три депутата отозвали подписи под законопроектом о перезахоронении Ленина

Три депутата отозвали подписи под законопроектом о перезахоронении Ленина

После того, как во фракции заявили о бесперспективности законопроекта о захоронении Ленина, группа депутатов отозвала свои подписи под ним. Это сделали депутаты фр

21 апр, 03:03
-1 1
«Черная дыра» для НАТО: как Россия строит сверхтихие ударные субмарины

«Черная дыра» для НАТО: как Россия строит сверхтихие ударные субмарины

Практически бесшумные, словно тени крадущиеся в глубине. За это российские неатомные подводные лодки часто называют – «черными дырами». С приходом на флот нового п

21 июн, 10:35
0 1
Браслет из будущего: находка археологов на Алтае ставит под сомнение теорию эволюции

Браслет из будущего: находка археологов на Алтае ставит под сомнение теорию эволюции

В Солонешенском районе Алтайского края в Денисовой пещере археологи обнаружили находку, которую окрестили «браслетом из будущего». Возраст артефакта составл

20 июн, 21:14
+12 3
Опубликовано видео новейшего стелс-эсминца США изнутри

Опубликовано видео новейшего стелс-эсминца США изнутри

В Сети опубликовано видео новейшего эсминца США Zumwalt, на котором можно увидеть внутренние помещения корабля.   На видео представлен капитанский мос

21 июн, 18:25
0 1
Американцы вылизывают унитазы, протестуя против Трампа - СМИ

Американцы вылизывают унитазы, протестуя против Трампа - СМИ

В американском сегменте интернета набирает популярность новый и крайне своеобразный способ протеста Дональда Трампа.   Противники президента США публикуют в Се

20 июн, 17:17
0 2
Читать

Поиск по блогу

Популярное
пока ничего нет